*

Рубрика: 
Документальное кино

   

 В 2014 году исполняется 100 лет со дня начала  Первой мировой войны. Цикл документальных фильмов  приурочен этой дате.  В России 1 августа будет отмечаться как "День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов".

 Познавательный и  культурно-просветительский цикл документальных телефильмов  ««На разломе эпох» поднимаетнепростую тему – русская  интеллигенция и Первая мировая война.   Задача цикла - патриотическое воспитание, пропаганда духовно-нравственных и культурных ценностей молодёжи.

 Данная тема актуальна не только потому, что дата юбилейная. Тема войны, как национальной трагедии, актуальна во все времена. Она малоизученна, особенно в том аспекте, который предлагают авторы данного цикла.

 Молодые люди смогут увидеть  одно из трагических событий прошлого века через призму времени и через восприятие очевидцев событий, что нашло отражение в произведениях художников, писателей, поэтов начала века. И это даст возможность глубже  понять характер, атмосферу эпохи, когда проблема выбора определяла судьбы  как отдельных личностей, так и всей России. Фильмы помогут  дать оценку роли  личности   в историческом процессе начала 20 века.  Конкретные дела и поступки наших героев  - это  пример служения Отечеству, способность анализировать и глубоко сопереживать происходящему, ставя во главу  принципы гуманизма.  

 

ФИЛЬМ 1. «Накануне»

   

 «Кажется, что все разыгралось в несколько дней. Но, конечно, нет. Мы не верили потому, что не хотели верить. Но если бы не закрывали глаз...»,  - исходя из этого высказывания  Зинаиды Гиппиус, мы выстраиваем   цельную картину  состояния общества  в последние полгода  перед войной - с января   по август 1914.

 Быт, мода, литературные течения, карнавальная культура «серебряного века», попытки предсказать события и  первая реакция на события художественной интеллигенции,  как наиболее яркого эмоционального выразителя общих настроений.

 Воспоминания современников, газетные публикации, фрагменты дневниковых записей и литературных произведений – исторический материал, на  основе которого выстраивается сценарий фильма. Фильм «Накануне» - это попытка проанализировать, насколько предсказуемы были последующие события, какую позицию занимала творческая интеллигенция в контексте  основных тенденций и направлений художественной жизни.

 В качестве иллюстративного материала  широко используется как русская, так и зарубежная кинохроника тех лет,  фрагменты  художественных фильмов, которые были созданы в период 1913 – 1914 годов,  натурные съёмки в Санкт-Петербурге.  Яркий иконографический материал – почтовые открытки, лубки, живопись тех лет. Один из сквозных образов, который проходит через весь фильм – картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», ставшая своеобразным символом времени. 

 Смысловые акценты, выводы  по сути отдельных явлений и фактов делает доктор исторических наук, профессор Ирина КУПЦОВА.

 В фильме звучат музыкальные произведения начала 20 века и классическая музыка.

 Дикторский текст читает артист театра Вахтангова Андрей Ярославцев.


ФИЛЬМ 2.  «Синяя книга».

  

 Синяя книга – дневник Великой войны 1914 – 1917 года.  Её автор - Зинаида Гиппиус – «мадонна декаданса» поэтесса, писательница, философ, литературный критик,  идеолог символизма, разрушитель нравственных устоев общества.  На основе дневника Гиппиус мы проследим, как  художественная интеллигенция  реагировала на события, как менялось в ходе войны общественное мнение.  Главное – оценка войны и возможности изменить ход событий, а так же – степени участия интеллигенции.

 Интрига фильма строится на уникальных поэтических письмах на фронт, ставших в своё время сенсацией. Невероятно трогательная мистификация, устроенная  одним из самых яростных  противников войны – Зинаидой Николаевной Гиппиус.

 В качестве видеоряда - кинохроника тех лет, фрагменты художественных фильмов начала века, иконографический материал, натурные съёмки в Санкт-Петербурге.  Компьютерная графика  помогает создать образ событий. История, связанная с мистификацией Зинаиды Гиппиус, как частный пример,  даёт основание для обобщений. И эту задачу выполняет  эксперт, доктор исторических наук, профессор Ирина КУПЦОВА.

 В фильме звучат музыкальные произведения начала 20 века и классическая музыка.

 Дикторский текст читает артист театра Вахтангова  Андрей Ярославцев.


ФИЛЬМ 3.  «Странник»

   

 Это попытка взглянуть на события войны глазами одного из ярчайших представителей художественной интеллигенции 20 века Михаила Михайловича ПРИШВИНА. В отличие от интеллигенции, которая  занимала  позицию наблюдателей, Пришвин непосредственно принимал участие в событиях в качестве военного корреспондента и санитара.  Его наблюдения дают не только картину событий и их оценку, но и позволяют проследить пути других участников событий. Пути, которые, так или иначе, переплетаются с фронтовыми дорогами Михаила Пришвина. Это  Алексей Толстой, Илья Толстой, Вертинский, Шаляпин…

 Очень важный ракурс – участие творческой интеллигенции в событиях: фронтовые концертные  бригады, благотворительность. Вместе с тем -  роль художественной интеллигенции в формировании общественного мнения.

 Основные съёмки  проведены в Доме-усадьбе М. М. Пришвина в Дунино. Постановочные эпизоды, уникальные фотоматериалы,  газетные публикации и хроника военных лет формируют видеоряд к фильму. Интервью директора Дома-усадьбы М. М. Пришвина Лилии Рязановой и заключение эксперта, доктора исторических наук, профессора Ирины Купцовой  дополняют повествование.

 В фильме звучат музыкальные произведения начала 20 века и классическая музыка.

 Дикторский текст читает артист театра Вахтангова  Андрей Ярославцев.


ФИЛЬМ 4. «Жорж Санд Царского Села».

   

 В центре нашего внимания Княжна Вера Игнатьевна Гедройц – одна из первых женщин, ставшая профессором хирургии,  доктор медицины, герой японской войны,  писательница и поэтесса, наконец, особа, приближенная к семейству недавно свергнутого монарха….

 В контексте Первой Мировой войны  с именем  Гедройц  связано создание знаменитых  Царскосельских госпиталей и лазаретов, где были спасены жизни солдат и офицеров  - участников войны.  Говоря о роли творческой интеллигенции,  фигура Гедройц – связующее звено, возможность  вывести  в качестве  действующих персонажей фильма Николая Гумилёва, Сергея Есенина,  Анну Ахматову, Александра Блока, Михаила Пришвина…  Их участие и отношения к событиям через историю Гедройц – сценарное решение фильма. И сама Гедройц - представитель творческой интеллигенции, она была писательницей и поэтессой Серебряного века. И в то же время Вера Игнатьевна Гедройц – активный участник событий во время Первой мировой войны. Как в тылу, так и на фронте. Фильм прослеживает этапы её уникальной  биографии в контексте  событий начала 20 века.  Судьба Веры Гедройц – яркий пример  профессионального служения.

 Съёмки фильма проводились  в Царском Селе на территории Екатерининского  и Александровского дворцов, Клинической больницы, которая была  основным госпиталем, руководимым Гедройц. Интервью с руководителем военно-исторического отдела государственного музея-заповедника «Царское Село»  кандидатом исторических наук Георгием Введенским и краеведом Юрием Шмелёвым. Используется хроника начала века и уникальный фотоархив.

 В фильме звучат музыкальные произведения начала 20 века и классическая музыка.

 Дикторский текст читает артист театра Вахтангова  Андрей Ярославцев.


ФИЛЬМ 5.  «Письма прапорщика Герасимова».

  

 Тема памяти – главная в этом фильме. Фильм  строится на письмах прапорщика Евгения Герасимова, которые были отправлены с фронта домой в город Ковров. Последнее письмо дописать Герасимов  так и не успел. Его передал родителям денщик уже после гибели  своего командира. А всего есть 16  писем, чудом сохранившихся  в Ковровском историко-мемориальном музее, и дошедших до наших дней.  Каким он был, автор этих писем? О чём он думал, мечтал? Читая эти письма, мы  попытаемся  увидеть и понять  людей,  которым выпало в этом времени жить, … и умирать….  В этих письма не только оценка конкретных событий. Они дают возможность раскрыть тему участия  в войне  творческой интеллигенции.  Художников, поэтов, артистов, чьи дороги пересекались с фронтовыми путями Герасимова, добровольца, учёного-исследователя, представителя научной элиты общества.

 Сами письма –  прекрасный образец эпистолярного жанра, они позволяют ощутить  атмосферу времени, характер их автора. Съёмки проводились в Коврове Владимирской области, где жила семья Герасимова.   В фильме принимают участие директор Ковровского историко-мемориального музея, кандидат исторических наук, Ольга Моняковаи  племянница Евгения Герасимова Наталья Ефимова. Её воспоминания помогают дополнить образ нашего героя. А уникальные семейные фотографии дополняют видеоряд. Хроника и фрагменты художественных фильмов начала века в сочетании со съёмками натуры создают образ времени.

 В фильме звучат музыкальные произведения начала 20 века и классическая музыка.

 Дикторский текст читает артист театра Вахтангова  Андрей Ярославцев.